Исследование памятников пазырыкской культуры в области Жетісу

Археологический памятник «Могильник Таусамалы»

был впервые открыт в 2019 году на стадии проектирования и капитального ремонта автомобильной дороги «Алматы - Усть-Каменогорск». Научные материалы, полученные в результате дальнейших исследований, показывают, что могильник Таусамалы был оставлен большой группой кочевников, носителей кула-жоргинской культуры. Под предводительством пазырыкцев, известных по памятникам Береля, они прибыли сюда с территории Алтая и Восточного Казахстана в IV-III в.в. до н.э. На сегодняшний день это самая западная известная точка ареала влияния пазырыкской культуры.

Работы на могильнике Таусамалы в период 2020-2023 г.г. проводятся по научной программе «Исследования памятников пазырыкского типа в Жетысуской области» под контролем КГУ «Центр по охране историко-культурного наследия области Жетiсу».

Научные исследования проводит ТОО «Археологическая экспедиция».
В ходе исследований были сняты документальные фильмы для показа на республиканском телевидении:
"Археология Жетысу" (2021 г.)
"Археология Жетысу-2" (2022 г.)
"Археология Жетысу-3" (2023 г.)

Термин «пазырыкская культура»

используется в археологии для обозначения культуры населения Горного Алтая сакского времени. Он произошел от названия самой известной Пазырыкской группы курганов, расположенных в долине р. Улаган. Культура известна «замерзшими» могилами, в которых благодаря мерзлоте хорошо сохранились многочисленные предметы быта, костюмы и украшения из органических материалов, что предает культуре неповторимые этнографические черты. На территории Казахстана к данной культуре, прежде всего, относятся курганы могильника Берель. Пазырыкские вожди сопровождались в погребениях лошадьми в богатом убранстве, со сложными ансамблями зооморфных изображений и в оригинальных масках с рогами оленя. Причиной появления этого феноменального явления стало уникальное сочетание природных условий региона и культурных традиций пазырыкцев.

Погребальный обряд пазырыкцев предусматривал сооружение на дне могильной ямы лиственничного сруба, в котором в колоде либо на деревянном ложе помещался мумифицированный погребенный, в ряде случаев устраивался каменный ящик. Насыпь кургана, который возводился над могилой, состояла из камней, валунов и гальки и была проницаема для воды. Летние и осенние дожди, а также почвенные воды наполняли склепы водой, которая замерзала зимой и уже не оттаивала.

В составе или рядом с пазырыкской культурой выделяется кара-кобинская культура, которой были свойственны погребения в каменных ящиках и более бедный сопроводительный инвентарь.

В середине I тыс. до н.э. территорию Жетысу заселяли кочевники и скотоводы,

входящие в обширную сакскую общность. Они оставили после себя многочисленные могильники вдоль горной системы Жонгарского Алатау. Родственные им племена населяли обширные горные и предгорные районы Западного, Внутреннего и отчасти Восточного Тянь-Шаня до озер Балхаш и Алаколь. Близкие к сакам кочевники обитали в районе среднего течения реки Иртыш и у оз. Зайсан. Вождями сакских племенных союзов, стоявших на предгосударственном уровне политической организации в то время, оставлены знаменитые курганы Бесшатыр, расположенные в долине реки Или на территории государственного национального природного парка «Алтын-Эмель». Самый крупный «царский» курган достигает в диаметре 105 метров, а высоты 17 метров, что свидетельствует об уровне консолидации сакского общества и внутренней дифференциации общества. В этот период отмечается рост населения, расцвет ремесел и искусства. В Восточном Жетысу наиболее знатные сакские кланы занимали территорию Капал-Арасанской котловины, там находятся самые крупные курганы. Вдоль северного подножья хребтов Маркатау, Кайракколь, Каракунгей располагались кочевья рядового населения.

В VI-V в. до н.э. к востоку от Жетысу, на территории Алтая, набрали силу родственные объединения ранних кочевников пазырыкской археологической культуры.

В IV в. до н.э. развитие пазырыкского общества достигает своего пика и начинается широкая экспансия горноалтайских кочевников. Они расселяются на территории Монгольского Алтая и в Северном Синьцзяне. Пазырыкские черты появляются в памятниках Минусинской котловины, Тувы и достигают Ордоса в Северном Китае. Элитные роды пазырыкцев продвигаются из центральных районов Горного Алтая также и на юго-запад - в пределы современного Казахского Алтая, ярким отражением чего становится создание элитарного некрополя Берель. В рамках данного движения отмечается проникновение пазырыкцев, кара-кобинцев, и кочевников Западной и Северо-Западной Монголии в Прииртышье, на территорию родственных сакам племен. Это приводит к формированию синкретической кула-жоргинской культуры. В ее погребальной обрядности имеются черты пазырыкской культуры (сопроводительные захоронения лошадей, восточная ориентация погребенных, скорченное и полускорченное положение), кара-кобинской (каменные ящики), ограды-дорожки на расстоянии от насыпи (саглынско-уюкская и культура западномонгольских херексуров). В наследство от местного сакского населения в погребальный обряд входят погребения в грунтовых ямах.

Сложение новой группировки кочевников

в Восточном Казахстане и частично на территории Западной Монголии происходило под эгидой пазырыкцев. Вероятно, вся ее территория находилась под контролем пазырыкско-берельской элиты. Одновременно с этим в IV – III вв. до н.э. из ареала формирующейся культуры осуществляется миграция части кочевников в Восточное Жетысу. Судя по орографии и гидрологии региона, маршрут пролегал от Иртыша через северо-западные отроги хребта Западный Тарбагатай и Балхаш-Алакольскую впадину, далее кочевники двигались вдоль северного подножья хребтов Шибынды, Кеттыбай, Маркатау и Кайракколь вплоть до реки Аксу, где был оставлен могильник Таусамалы. Следует отметить, что этот маршрут соответствует современной трассе А3, которая соединяет Алматы и Усть-Каменогорск.

Могильник Таусамалы включает порядка 122 курганов, это свидетельствует о том, что проникновение в регион осуществлялось крупной группировкой кочевников и показывает длительный период их обитания в бассейне реки Аксу. Данные процессы не могли происходить без военных столкновений с местным сакским населением, а восточно-казахстанская группа кочевников конца I тыс. до н.э., расселившаяся в предгорьях Кайракколь, являлась крайним юго-западным анклавом пазырыкского политического объединения.

Могильник Таусамалы расположен в Аксуском районе Жетысуской области. Памятник находится в 2 км к юго-востоку от районного центра Жансугурово, на окраине поселка Таусамалы. Некрополь занимает конус выноса реки Аксу, к западу от хребта Кайракколь.

Первые раскопки на могильнике были проведены в 2019 году. Был исследован курган №1, занимавший крайнее северное положение в могильнике. Во время его раскопок установлено, что погребение состояло из двух архитектурных элементов, первым, содержащим основное парное погребение и вторым, с сопроводительным захоронением трех коней. Основная конструкция представляла собой два прямоугольных каменных ящика, поставленных один на другой. На дне верхнего ящика зафиксированы жертвенные кости барана или овцы. В нижнем находилось два погребенных, уложенных в слегка скорченном положении на правом боку, с головами, ориентированными на северо-восток. К северо-западу от них на грунтовой ступени в специальные каменные конструкции были помещены три лошади. Сочетание формы могильной ямы и погребального обряда, позволяют обратить внимание на аналогии, встречающиеся в памятниках Алтая. Близкие по типу погребения в каменных ящиках обнаружены в пазырыкских могильниках Берель (курган №23) и Барбугазы I (курганы №№23, 25).

В погребении кургана №1 могильника Таусамалы было обнаружено два керамических кувшина, шпилька с золотым орнаментированным навершием, два железных шпиля, фрагменты золотой фольги. У одной из лошадей были железные кольцевые удила. Сосуды в верхней части, начиная от плечиков до венчика орнаментированы тремя валиками. Самые близкие аналогии керамическим сосудам обнаруживаются в ареалах пазырыкской, саглынской и чандманьской культур. Бронзовая шпилька с золотым навершием орнаментированном четырьмя лепестками. Шпилька имеет сходство с находками в некрополях каменской археологической культуры Верхнего Приобья, пазырыкских памятниках Алтая и уюкско-саглынских памятниках Тувы. Кольчатые удила идентичны железным удилам позднепазырыкского этапа, зафиксированным в курганах в долинах рек Чуи и Урсула.

На могильнике Таусамалы зафиксирована интересная этнографическая особенность. Голову одного из погребенных в кургане №1, судя по всему, украшал высокий головной убор или парик, конструктивно похожий на убор типа, обнаруженного в кургане №5 могильника Пазырык.

Полученные уникальные материалы 2019 года на Кургане №1 вызвали большой интерес, так как впервые на территории Жетысу был встречен и подробно изучен курган пазырыкской культуры, более свойственной для народов территории Алтая. Это открытие стало предпосылками к организации в 2020 году научной программы «Исследование памятников пазырыкской культуры в области Жетiсу». Результаты последующих четырехлетних исследований могильника Таусамалы, за которые было подробно изучено 12 курганов, представляют серьезный научный интерес и актуальны для понимания истории кочевых народов региона в позднесакский и гунно-сарматский периоды. Украшения, предметы быта, данные погребального обряда, являются важным источником для осуществления реконструкции древних этапов истории Жетысу. Однако полученных данных пока еще недостаточно, чтобы делать окончательные выводы относительно этнополитической истории Восточного Жетысу в конце раннего железного века и понять причину появления памятников пазырыкского типа так далеко на юго-западе от основного ареала данной культуры. Поэтому необходимо продолжение археологических работ на могильнике.

Материалы исследования 2019 - 2023 гг.

могильника Таусамалы показывают, что в составе прибывшего коллектива кочевников были потомки разных народов, расселявшихся до этого от Алтая до верхнего Енисея, включая Западную Монголию. Зафиксированы погребения в каменных ящиках и грунтовых могильных ямах, в цистах на древнем горизонте, в сопровождении лошадей и без них. Погребенные были ориентированные на северо-восток и северо-запад, в скорченном положении и на спине. Курганы округлой, трапециевидной или прямоугольной формы, с оградами-дорожками на расстоянии от насыпи и без них. С вереницами балбалов, отходящих к востоку от насыпей или в сопровождении овальных жертвенников. На могильнике зафиксирована интересная этнографическая особенность. Головы женщин украшали высокие головные уборы или парики, конструктивно похожие на убор типа, обнаруженного в кургане №5 могильника Пазырык. Керамические сосуды, обнаруженные в кургане №1 могильника Таусамалы близки сосудам пазырыкской, саглынской и улангомской культур. Аналогии в материалах Саяно-Алтая находит и бронзовая шпилька с круглым золотым навершием.

Объединение разных родов и племен Жетысу

в одном сплоченном коллективе было вызвано политическими причинами. Под пазырыкским руководством они вступали в военные столкновения с саками, сложность и длительность которых осталась за пределами письменных источников. Однако известен факт, что это вызвало сокращение ареала сакской культуры в Восточном Жетысу и включение новых территорий в сферу влияния восточно-казахстанских и горно-алтайских племен. Данные события послужили одной из причин ослабления всего сакского объединения, изменили этническую картину Жетысу и стали предвестниками последующих миграционных потрясений во втором веке до нашей эры и следующего исторического этапа, связанного уже с именем хунну.